Святыни нашего храма


 Частица мощей святителя Митрофана ВоронежскогоВ нашей церкви прихожане и паломники с особым благоговением поклоняются мощам святителя Митрофана Воронежского. Ковчег с частицей мощей святителя Митрофана хранится в приделе его имени, эта святыня всегда доступна для поклонения верующих.

Святитель Митрофан Воронежский (1623–1703), по его собственным воспоминаниям, происходил из благочестивой христианской семьи. О детских и юношеских годах жизни святителя Митрофана доподлинно известно немного. В миру он звался Михаилом, воспитывался в рамках православных традиций, в духе добра, любви к Богу и доверия Церкви. Достигнув зрелого возраста, женился, имел сына, Ивана, питал к нему тёплые отцовские чувства. Оставшись без супруги, на сороковом году жизни, он отрекся от суеты мира сего и сделал выбор в пользу монашества. Поступив в монастырь, Митрофан смиренно и ревностно исполнял назначаемые ему послушания, много молился, и Бог был ему в помощь.

Из истории известно, что первый Воронежский святитель ревностно заботился о нуждах паствы. Он утешал бедных и богатых, был покровителем вдов и сирот, заступником обиженных. Его дом служил гостиницей для странников и лечебницей для больных. Молился святитель о живых и усопших христианах, и особенно о воинах, павших за Отечество, вписывая их имена в синодик. В существовавших монастырях он заботился об искоренении нестроений и беспорядков и утверждении строгой жизни по иноческому уставу.

Патриотические чувства святителя соединялись в его душе с непоколебимой верой и строгостью православных убеждений, ради которых он не боялся навлечь на себя даже царский гнев. В житии угодника Божия описан этот случай. Государь, приехав в Воронеж, пожелал увидеть у себя во дворце святителя, тот незамедлительно пешком пошел на встречу. Но, ступив на территорию дворца и увидев языческие статуи, Митрофан Воронежский повернулся обратно и ушел, не сказав ни слова, не подчинившись царскому приказу. Узнав причину непослушания святителя, Петр Первый разгневался и приказал передать ему, что своим ослушанием он может подвергнуть себя смертной казни.

Но Митрофан Воронежский остался тверд в своих убеждениях. Под вечер царь услышал благовест ко Всенощной и удивился, так как накануне не было церковного праздника. На вопрос Петра, почему звонят к службе, святитель ответил, что перед смертью решил подготовиться и соборной молитвой испросить у Господа прощения за свои прегрешения. Конфликт был улажен, Петр Первый приказал убрать все статуи языческих богов. Только после этого святитель вошел к нему во дворец.

При упокоении святителя присутствовал и горячо молился царь Петр Первый. Мощи святителя оказались нетленными, и, по свидетельству многих, от них происходили чудеса. В 1832 году святителя возвели в лик Святых. К его мощам всегда выстроена очередь из паломников. Многие верующие просят, чтобы молитва Митрофану Воронежскому о работе, об исцелении от тяжких болезней, об избавлении от бедности читалась рядом с его нетленными останками. И просьба их не остается без внимания – старец предстоит перед Богом и просит за всех, кто к нему взывает о помощи. Перед тем, как приложиться к святым мощам, прихожане нашего храма и паломники могут прочитать мудрые молитвенные слова в честь святители и в помощь очищения своей души.

 

Чудотворный образ «Всех скорбящих Радость»   

Икона Божией Матери                      «Всех Скорбящих радостей»    Иконостас храма

Это единственная икона, которая уцелела после пожара 1763 года. С закрытием храма икона была утеряна, до сих пор ее местонахождение не известно. Чтобы почтить эту святыню, 2003 году была написана икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Какое место в храме она занимала в древности, к сожалению, не известно. По архивным данным мы имеем только размер иконы – длина 1 аршин 3 вершины и ширина 12 вершин. Икона письма в серебряно-вызолоченной ризе. Весом 6 фунтов. На Божией Матери и Предвечном Младенце – серебряно-вызолоченные венцы с коронами, убранными камнями, на ризе – 16 финифтевых камней. Икона сохранилась от большого пожара 1763 года, 12 мая, дека иконы обгорела, но лик Божией Матери и большая часть лицевой стороны сохранилась. В нижней части иконы была надпись: «Истинное изображение и мера с чудотворного образа Пресвятой Владычицы Богородицы, нарицаемой Всех скорбящих Радость, которая обретается в царствующем граде Москве». Сейчас вновь написанная икона находится в главном приделе иконостаса с левой стороны от царских врат. Празднование иконы «Всех скорбящих Радость» отмечается 6 ноября. Этот образ Богородицы считается покровителем всех угнетенных, страдающих и обиженных, убогих и сирот. К ней часто обращаются в поиске утешения, во время скорби и печали, при неизлечимых болезнях и душевном смятении. Свою историю икона ведет с XVII-го века. Известно, что первое чудо, связанное с иконой, произошло в 1688 году. Тяжело и долго болела Ефимия Петрова-Папина, родная сестра Патриарха Московского Иоакима. Врачи не могли ей помочь, женщина совсем отчаялась и готовилась к смерти. Но однажды во время молитвы она услышала голос Богородицы, которая велела ей заказать молебен у иконы «Всех скорбящих Радость». Священник по просьбе Ефимии так и сделал, и женщина выздоровела. Чудотворную икону перенесли в храм Преображения Господня в Москве, и с того времени перед ней случилось много чудес и исцелений. Сегодня известно несколько десятков списков с иконы «Всех скорбящих Радость», которые находятся в храмах во многих городах России. Списки различаются между собой. Чаще всего Богородица на иконе изображается в полный рост в окружении ангелов и страдающих людей. На некоторых списках Богоматерь держит на руках младенца Иисуса.

 

Образ святителя Николая

Когда только начинал возрождаться наш храм, тверские жители приносили в дар святые иконы. Икона Святителя Николая была пожертвована в 2002 году Ниной Петровной Болговой, которая была и до сего дня является добрым благотворителем нашего храма и нашего прихода. Икона ростовая, древняя.

Икона святителя Николая. Придел апп. Петра и Павла.

Святитель был уроженцем города Патары Ликийской области. Родился он около 280 года в семье благородных и благочестивых христиан Феофана и Нонны. Исполненный благодати Божией, новорожденный младенец без поддержки простоял в крещенской купели три часа, воздавая тем славу Пресвятой Троице. Ему было наречено имя Николай (греч. – «Победитель народов»). Будучи грудным младенцем, он начал поститься: принимал молоко матери по средам и пятницам только после совершения родителями вечерних молитв. Благодать Святого Духа укрепляла душу будущего святителя: он уклонялся от детских забав, праздности, хранил целомудрие, любил чтение Священного Писания, часто посещал церковные службы. Однажды, когда будущий святитель совершал паломничество во Иерусалим, разразилась сильная буря. По молитве святого море утихло, а корабельщик, который упал с высокой мачты на палубу, встал невредимым. Со слезами молился святой Николай на Голгофе, где Господь наш Иисус Христос искупил грехи всех людей. Он поклонился и другим святыням в Иерусалиме. Двери единственной в то время церкви на Сионской горе сами отворились перед святым Николаем. Он решил уйти в пустыню для безмолвных подвигов, но Господь во сне открыл Свою волю – совершать предназначенное ему служение на родине. На обратном пути корабельщики задумали обмануть святого Николая и направили корабль в другую сторону. Но Господь не оставил Своего угодника: по молитве святого вдруг налетел сильный ветер и понес корабль в нужном направлении. В период гонения на христиан, святитель Николай вместе со многими христианами был заключен в темницу. Он стойко переносил голод и жажду, ободрял узников, убеждал их не страшиться мук и до конца исповедовать свою святую веру. Святитель готовился к мученической смерти, но Господь сохранил Своего избранника для пользы Церкви. В те годы возникла ересь лжеучителя Ария, дерзнувшего отрицать единосущие Господа нашего Иисуса Христа со Безначальным Его Отцом. Для осуждения лжемудрствования в 325 году был созван в городе Никее I Вселенский Собор. В числе более 300 участников Собора был и святитель Николай. Услышав богохульные речи Ария, святитель Николай, ревностный хранитель чистоты Православия, не стерпел такой дерзости и ударил еретика по щеке. За это отцы Собора сняли с него сан епископа и заключили под стражу. В ту же ночь некоторым участникам Собора было такое же видение, которого сподобился ранее сам святитель Николай: Господь Иисус Христос вручал ему Евангелие, а Пресвятая Богородица возлагала на него омофор. Тогда отцы поняли, что Господу было угодно дерзновение святителя Николая, и, воздав ему честь, возвратили знаки епископского сана. Святитель Николай мирно отошел ко Господу в глубокой старости. В 1087 году было торжественное перенесение его мощей из Мир Ликийских в итальянский город Бари, где они почивают и доныне в мраморном саркофаге в крипте собора, возведенного в честь святителя в XII веке. Празднование памяти святителя отмечается 22 мая, 19 декабря.

Образ святителя Спиридона Тримифунского

Наши прихожанки Надежда Цветкова и Елена Горелышева привезли этот образ с острова Корфу (Керкира). Наряду со святителем Николаем Спиридон Тримифунский является одним из самых почитаемых святых.Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский (Саламинский), чудотворец, родился в конце III века на острове Кипр.

Икона святителя Спиридона. Придел апп. Петра и Павла.

С детских лет он пас овец, чистой и Богоугодной жизнью подражал ветхозаветным праведникам. В зрелом возрасте святой Спиридон стал отцом семейства. Необычайная доброжелательность и душевная отзывчивость привлекли к нему многих: бездомные находили в его доме приют, странники – пищу и отдых. За непрестанную память о Боге и добрые дела Господь наделил будущего святителя благодатными дарами: прозорливости, исцеления неизлечимых больных и изгнания бесов.После смерти жены, в царствование Константина Великого (324–337 гг.) и его сына Констанция (337–361 гг.), святой Спиридон был избран епископом города Тримифунта. В его лице паства приобрела любвеобильного отца. Во время продолжительной засухи и голода на Кипре, по молитве святителя Спиридона, пошли дожди, и бедствие прекратилось. Доброта у святого сочеталась со справедливой строгостью по отношению к людям недостойным. По его молитве был наказан немилосердный хлеботорговец, а бедные поселяне избавлены от голода и нищеты. Много чудес совершил святитель Спиридон. Однажды во время Богослужения в лампаде догорал елей, и она стала угасать. Святитель огорчился, но Господь утешил его: лампада чудесно наполнилась елеем. Известен случай, когда святому Спиридону незримо сослужили ангелы, и после каждой ектении слышалось пение ангелов: «Господи, помилуй». Святитель исцелил тяжелобольного императора Констанция; разговаривал со своей скончавшейся дочерью Ириной, уже приготовленной к погребению; оживил благодатию Божией умершего ребенка, а затем и его мать, при виде чуда упавшую бездыханно. Провидя тайные грехи людей, Святой призывал их к покаянию и исправлению. Тех, кто не внимал голосу совести и словам Святого, постигало наказание Божие. В 325 году святитель Спиридон участвовал в I Вселенском Соборе в Никее. Осененный Божией благодатию, он обратил в Православие ученого греческого философа, защищавшего ересь Ария: «Един есть Бог, сотворивший Небо и Землю, и создавший из земли человека, и устроивший все прочее, видимое и невидимое, Словом Своим и Духом; и мы веруем, что Слово это есть Сын Божий и Бог, Который, умилосердившись над нами, заблудшими, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, и умер ради нашего спасения, и воскрес, и с Собою совокресил весь род человеческий; мы ожидаем, что Он придет судить всех нас праведным судом и каждому воздаст по делам его; веруем, что Он одного Существа со Отцом, равной с Ним власти и чести…». На Соборе в Никее святитель Спиридон так объяснил арианам исповедуемое православными единство Трех Божественных Ипостасей Святой Троицы: святой взял в руки кирпич и стиснул его – вверх мгновенно метнулся огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. «Вот три стихии, а кирпич один, – сказал святитель Спиридон. – Так и в Пресвятой Троице – Три Лица, а Божество Едино». Господь открыл святителю приближение его кончины. Последние слова святого были о любви к Богу и ближним. Около 348 года во время молитвы святитель Спиридон преставился ко Господу. Погребли его в храме в честь святых апостолов в городе Тримифунте. В середине VII века мощи святителя перенесены в Константинополь, а в 1453 году – на остров Керкира. Здесь и поныне находятся святые мощи святителя Спиридона в храме его имени. Святитель Спиридон Тримифунтский издревле почитается на Руси. «Солоноворот», или «поворот солнца на лето» (25 декабря нового стиля), совпадающий с памятью святителя, называли на Руси «Спиридоновым поворотом». В 1633 году в Москве был воздвигнут храм во имя святителя. В московском храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке находится чтимая икона святителя Спиридона с частицей его святых мощей.


Версия для печати