Хор
Хор – это когда твой голос не одинок
«Хор – это прообраз идеального общества,
основанного на едином устремлении и слаженном дыхании,
общества, в котором важно услышать другого,
прислушаться друг к другу, общества,
в котором индивидуальность не подавляется,
но раскрывается в полной мере».
Г.А. Струве, композитор, хормейстер,
дирижер, педагог и просветитель
Хоровое пение существует в России издавна, оно присуще человеку, как часть жизни. Люди пели за работой – когда сеяли и убирали урожай, шили и вязали, работали в кузнице или ловили рыбу. Пели за столом, в моменты отдыха и в праздник, во время богослужения и в походе. Во время торжеств все пели огромным хором, даже цари пели в хоре. Пела вся Россия. Пели хором бурлаки и плотники, студенты и учёные, пели на заводах и фабриках, в университетах и дворцах, в городе и деревне, пели везде.
«Проезжая по России, я был удивлен музыкальностью местных жителей и их любовью к пению… Ямщики пели от начала до конца перегона, солдаты пели на марше, жители сёл и деревень – за любой, даже самой трудной работой; из церквей доносились стройные гимны, и среди вечерней тишины я часто слышал, как в воздухе разносились звуки мелодий из окружавших деревень» (Уильям Кокс, автор записок о путешествии по России эпохи Екатерины).
Особое место занимает церковное пение – красивое и гармоничное искусство, соединяющее в себе глубокую веру и музыку, молитву и песню, умение слушать и слышать друг друга и себя самого.
История нашего хора началась в уже теперь далеком 1989 году, когда на Тверской земле открылся первый в постсоветские годы храм – в честь Казанской иконы Божией Матери. Настоятелю протоиерею Николаю Васечко не пришлось долго искать певчих – «первыми ласточками» стали его дети – дочь Любовь и зять Вадим. Вскоре пришли и другие: врачи, педагоги, студенты, пенсионеры, активные миряне и случайно заглянувшие в храм люди. Теперь во многих храмах Твери и за ее пределами поют воспитанники школы пения и чтения в Казанской церкви. Певчие приходили и уходили: кто-то в дальнейшем принял священный сан, а кто-то продолжил идти по музыкальной стезе. Были и те, кто пошел совсем другим путем, но все они объединены теплыми воспоминаниями о Казанской церкви, что во Власьево. Постепенно сложилась и своя певческая традиция, тон которой задавал руководитель хора – иерей Вадим Бащук, прошедший певческую школу в хоре архимандрита Матфея (Мормыля). Традиции этого торжественно-радостного благовестия, он воплощал в церковную жизнь, добиваясь гармонии и благозвучия всего богослужения, единения служащих, поющих и молящихся в храме. Отец Вадим обладал прекрасным баритоном и бесконечным терпением, уча и передавая свой опыт многим приходящим в хор, всегда с любовью и уважением к каждому.
После его трагической гибели в 2007 году на регентское место встал его сын – Василий. Он не только продолжил хоровые традиции, заложенные отцом, но и существенно обогатил репертуар. Главными помощниками стали опытные певчие, поющие в храме более двадцати лет. – это преподаватель музыкального училища Аникина Н.Г., педагог музыкальной школы Полякова Е.Н и конечно, его мать – Васечко Л.Н., несущая клиросное послушание уже более 50
лет.
За эти годы хор звучал и в смешанном, и в мужском, и даже женском составе, неизменно в унисон с алтарем и сердцами прихожан. Но «все течет, все меняется». Жизнь привела Казанский хор в полуразрушенные, но теплые и гостеприимные стены Никитского храма. 2 года пролетели незаметно, и вот регент стал иереем, а хор ждали перемены. Новым домом стал храм Рождества Христова, что в Рыбаках. Большим утешением стала любовь и поддержка прихожан. «Старая гвардия» в лице регента-уставщика Васечко Л.Н., Аникиной Н.Г., Поляковой Е.Н., Жукова Д.Е., Мигаля Р.О., Барменковой М.Д., Старченко В.А. приняла в свои ряды псаломщицу и певчую храма Кузнецову И.А., чету Ишиевых, Пономареву Ю.В., Поздневу К.М. и других, чья душа стремится «воспевать Богу». Пробует свои силы и подрастающее поколение, так что недалек тот день, когда наш хор зазвенит новыми голосами.