Дивный храм Рождества Христова
Он доминанта веры, истории и судеб народных
Едва ли кто-то станет возражать, что православные храмы, невеликим числом сохранившиеся в нашем древнем городе, — истинное его украшение. Один из них дорог особо, это храм нашего служения Господу, Его дом, где очищаются души наши постом, молитвою и общими трудами.
Когда проходишь по Новому мосту, откуда открывается панорама волжских набережных, всего городского центра, взгляд радуется взметнувшемуся в родное небо — поближе к Богу — кресту и колокольне. Двести-триста лет назад их строили богобоязненные и благочестивые люди. Ни академий, ни архитектурных институтов тогда не кончали; даже не слышали ни о железобетоне, ни о каких-либо композитных материалах. Задачу себе не ставили — денег заработать да имя свое прославить — только чтобы Богу и людям угодить! Поэтому-то строили не в угоду дня, а основательно и неспешно — на века; вкладывали свою живую душу в непреходящую красоту. Потому-то и время не властно над таким творением. Как Бог не бывает поругаем, так храм оставленный — все храм.
Об этом свидетельствует вся история храма Рождества Христова, что в Рыбаках. Его барочная, так называемая «нарышкинская» колокольня, вырастающая летом прямо из парковой зелени тихой улицы Вольного Новгорода, смотрится на фоне строгих классических линий волжской набережной как-то особенно тепло, по-домашнему. Как будто теплый уголок старой Москвы, вписанный в холодные пейзажи Петербурга.
Церковь наша находится в самом центре Твери, и всетаки она словно сама старается быть чуть в стороне от центральных и шумных проспектов, сохраняя свою единственность и неповторимость во времени и судьбе. Она по праву считается старейшей после собора «Белая Троица»: мы точно знаем, что в Тверской слободе, которая с давних пор была населена волжскими рыбаками, уже в самом начале XVII века стояла Христорождественская церковь. Рыбаки почитали своими покровителями святых апостолов Петра и Павла, поэтому обустроили в своем храме придел в честь ближайших Христовых учеников.
Деревянный город часто горел; пожары не обходили стороной тверские церкви. В ночь на 6 апреля 1725 года огонь уничтожил рыбацкую слободу и находящийся здесь дом Божий. «Бог посетил!» — смиренно утешал тогда свою паству тверской священник — отец Леонтий Федоров. В 1729 году святой архиепископ Феофилакт (Лопатинский) дал ему свое благословение на строительство храма заново, только теперь уже не маленького деревянного, а каменного, просторного, с пятисотвершковой колокольней. Стройка растянулась на долгие четырнадцать лет. Возводили домхрам всем миром. Соучастия хватило не только жителям рыбацкой слободы, в общемто простым и небогатым людям, но и первостатейным и средним купцам, ямщикам, плотникам, всякого рода ремесленникам — да мало ли кто приложил руку и душу свою ради Божьего дома! В 1743 году строительство красавицы церкви завершилось. 19 февраля того же года ректор новооткрытой Тверской духовной семинарии архимандрит Иоанникий (Скабовский) освятил новое здание. Со дня этого знаменательного события минуло 270 лет.
В юбилейный год нашего храма самая стать вернуться к его истокам, вспомнить всех, кто внес свою лепту в устроение православного прихода, замечательного храма Рождества Христова. На протяжении всех двухсотсемидесяти лет случалось многое такое, что могло бы уничтожить церковь, не оставить от нее камня на камне. Вот только один печальный пример: в 1763 году на праздник Святого Духа в Твери случился большой пожар, в тот день в нашем храме сгорели священник Алексей Михайлович, дьячок Иоанн и с ними около тридцати прихожан. Были и другие пожары и грабежи; были и попытки переделать церковное здание под нецерковные нужды. В богоборческом XX столетии отдавали дом Божий то под квартиры, то под контору ДОСААФ, то под гаражи военкомата. Временные хозяева, нимало не задумываясь о грехе и бесчестии, кощунственно надругались над древней красотой. Они разрушили замечательную шатровую колокольню, понастроили лишних перегородок и этажей, прорубили новые двери и окна, замазали масляной краской священные образа. В этом святом месте богоборцы упражнялись в стрельбе из мелкокалиберных ружей, разводили собак, торговали продуктами и обувью.
Слава Богу, теперь то время позади! Начиная с 1998 года храм начал возрождаться. Идея вернуть оскверненный и обезображенный, потерявший свое «лицо», но тем не менее святой храм православной епархии для его восстановления и проведения здесь богослужений принадлежит Высокопреосвященному Владыке Виктору, Союзу православных мирян Твери. Возглавлявший этот союз заместитель председателя Тверской гордумы Сергей Дмитриев (ныне протоиерей) тогда подал прошение Владыке Виктору о начале возрождения храма. По благословению архиерея, настоятеля и духовного отца нашего храма, который с отеческим усердием во всем помогает нам, 20 августа 1998 года — в день обретения мощей святителя Митрофана Воронежского — возле церковных стен был отслужен первый молебен. Думаю, это событие не произошло бы без чудесного вспомоществования жителям Твери сподвижника Петра Первого — великого святителя земли воронежской Митрофана. Он помогал и сто, и двести лет назад, о чем говорит устроенный в начале XIX века в нашем храме Митрофаньевский придел, помогает и сейчас. Прихожане нашей церкви почитают чудотворным хранящийся здесь образ воронежского святителя с частицей его цельбоносных мощей.
Восстанавливать храм, я уверен, помогают и святые новомученики российские, молившиеся, трудившиеся, пострадавшие за Христа в этих стенах. Бесстрашные, жертвенно настроенные верующие Христорождественской церкви числились органами первыми врагами советской власти, им даже было присвоено особое наименование «митрофановцы», или «митрофаньевская община». Нам доподлинно известно, что в сторожке при нашем храме некоторое время в конце 30-х годов скрывался от гонителей великий угодник Божий — новомученик архиепископ Фаддей (Успенский). Отсюда отправился на подвиг исповедничества святой протоиерей Илья Громогласов — профессор Московской духовной академии и Московского университета.
А скольких еще священников, дьяконов, псаломщиков, певчих, благотворителей, простых прихожан, своими подвигами, молитвою и жертвою оставивших в этих стенах частицы своих сердец! Верю я, и мою веру разделяют прихожане Христорождественской церкви, что новомученики российские сегодня являют себя особенными помощниками в деле восстановления наследия Святой Руси. Поэтому мы и чтим их память, и пытаемся хоть в какой-то мере им подражать. «Не стоит город без святого, не стоит село без праведника» — давно и правильно замечено. И сейчас, в XXI веке, святыми держится земля; есть они, безусловно, и среди прихожан наших храмов, храма Рождества Христова в Рыбаках. Они здесь, рядом с нами — молитвенники, постники, бессребреники, чудотворцы…
Смотрю на многодетные семьи, давно и навсегда полюбившие наш приход. Разве не являются героями отцы и матери четырех, пятерых, шестерых детей, не побоявшиеся в наше тоже непростое время понести такой ответственный и жертвенный родительский крест?!
Читаю историю нашей церкви: «…купец Петр Барсуков собственным коштом заменил деревянную крышу на храме железной… церковный староста Максим Андрианов перелил с увеличением веса поврежденные большой и вседневный колокола… на свои деньги городской Голова Петр Кобелев устроил новый придел… расширил помещение трапезной… Ризница пополнилась большим количеством икон, подаренных купцами Томилиным, Капустиным и Никитиным… тверской купец Николай Ворошилов изъявил желание установить в храме три печи… заменил чугунные полы деревянными. …По инициативе купца Николая Зверькова был возобновлен и вызолочен иконостас главного придела…» Нет, днем сегодняшним не прервались благочестивые традиции Барсуковых, Кобелевых, Зверьковых и подобных им ревнителей церковной красоты! Много ли мы преуспели бы в возрождении дома Божия, если бы не оказали доброе участие в этом Владимир Антонович Суслов,
Нина Петровна Болгова,Николай Александрович Гусар, Александра Михайловна Козырева, Владимир Георгиевич Перин, Роберт Иванович Шнейдер, Владимир Владимирович Левый, Сергей Анатольевич Анкинович и многие-многие другие? Не устаешь благодарить Бога за Его промыслительную заботу о храме Рождества Христова в Рыбаках. Каждый год нам посылаются новые благодетелихристолюбцы, радеющие о восстановлении утерянной красоты. Поэтому каждый год становится для Христорождественской общины воистину «летом благости Господней». Возносится к Богу искреннее церковное моление, растет число прихожан. В прошлом году был восстановлен чуть ли не из пепла главный придел храма, алтари украшаются дивными иконостасами, чудесные иконы открывают перед верующими прекрасный Божий мир.
Юбилей храма для нас является поводом поблагодарить Господа за Его непрестанную о нас заботу. Поблагодарить, что Он терпит наши немощи и прощает наши грехи. Восстановление храма не является свидетельством нашей силы, предприимчивости и состоятельности. Это есть «паки и паки» свидетельство любви Божией к нам, грешным, а также Его желания, чтобы все спаслись и наследовали «Царство, уготованное <верующим> от создания мира» (Мф.25:34).
От своего лица, а также от лица Приходского совета Христорождественской общины поздравляю всех жителей города с юбилеем храма. Призываю: любите наш храм, жалейте его и украшайте! Ищите под его сводами «Царства Божия и правды Его» (Мф.6:33), все остальное Господь вам пошлет. Духовной мудрости, бодрости, радости желаю всем. Желаю дожить до прекрасного дня, когда храм Рождества Христова, что в Рыбаках воссияет во всей своей первозданной красоте и величии как воплощение наших духовных трудов во спасение Руси изначальной, Родины чистой и непобедимой.
https://tverlife.ru/news/65708.html