«Родной ты наш…»: Слёзы поклонения тверских ветеранов
Так почти неслышно тверские ветераны сквозь слёзы поклонения шептали в высокое ржевское небо. Туда, где облака обнимали советского Солдата.
Когда и тебе, уважаемый читатель, исполнится 99 с половиной лет, поймешь, почему не без опасения за здоровье решился в путь на встречу с навеки юным однополчанином фронтовик Виктор Павлович Бобров. В августе сорок первого при прорыве фашистов он, тогда 20-летний солдатик получает тяжелейшее ранение в руку. Госпиталь. С сорок второго — инвалид. В родном Калинине учил будущих летчиков, даже саму Марию Смирнову, Героя Советского Союза. Дело важное, но все равно рвался на фронт. Через Москву добился — вновь призвали в 22-ю армию в полковую разведку. На сборах его заметил руководитель. При докладе у Боброва произошел понятный сбой — рука-то кривая, не слушается при отдании чести. Следует резкое замечание, Виктор показывает документ инвалида. Руководитель курсов крепко обнимает, жмет руку: держись, товарищ! И он держится, достойно и мужественно. Опытный и умелый мастер, все силы отдавал мирному труду — восстановлению промышленности родного города.
Эту историю ветеран рассказал своим землякам с тем чувством доверия, которое отличает фронтовиков. Поездка на поклонение Ржевскому мемориалу, которую со всеми медицинскими предосторожностями и достойным комфортом при поддержке губернатора Игоря Рудени организовала депутат Законодательного собрания региона Екатерина Глебова и ее соратники по Областному совету ветеранов и совету ветеранов Центрального района, стала памятной чувством единой Родины и благодарности ее заступникам. Здесь не передать всех чувств и впечатлений от уникального общения, когда улетает все суетное, а остается самое заветное и поучительное.
Вот на минуточку присели отдохнуть супруги Фадеевы. Вспоминает Галина Павловна: «Мой отец Павел Иванович Иванов воевал в ржевских окопах. После тяжелой контузии не ушел в запас, работал прокурором сначала в Ржеве, потом еще 20 лет юрисконсультом в облисполкоме. Он так ждал истинной правды о мясорубке под Ржевом! Когда мне было четыре года, в сорок третьем, мы с родными переправлялись через Волгу из деревни Зубово. Помню только одно — вся поверхность воды была покрыта трупами, нашими и врагов. Нашу бабушку Иринию немцы расстреляли — она пекла хлеб для партизан. А когда в сорок четвертом впервые пошла в школу имени Пушкина, нам строго наказывали ступать строго по одной тропинке — вся земля была в минах и снарядах, столько ребятишек погибло! Отец супруга Валерия Игнатьевича Игнатий Александрович пропал без вести, он воевал в 243-й стрелковой дивизии, первое письмо пришло из Осташкова. Его полк в феврале сорок второго находился между Старицей и Ржевом. Где-то здесь он и погиб. Знаете, что еще помнится? 9 мая 1945 года мой дядя, фронтовик-инвалид высоко прыгает на единственной ноге и кричит: „Победа!!!“ И так плачет».
Петр Николаевич Еремеев в свои 18 лет уже воевал на Халхин-Голе. Потом его боевой путь прошел под командованием легендарного Маршала Жукова. Война завершилась для Петра Еремеева Победой. Вернулся и с честью трудился на благо страны. А особым счастьем для прошедшего ад боев стало рождение доченьки Кати, то есть Екатерины Петровны Глебовой. Она убеждена: подобные поездки и встречи с памятью о войне, о ее испытаниях, о Победе и героях, способны продлить годы ветеранам и укрепить силы их потомков всегда жить по совести.
Дед Тамары Сергеевны Чистовой Федор Алексеевич Воронов на войне был с первых дней: «Он пропал без вести. Оставил пятерых детей. Старший сын Гриша тоже здесь воевал, и тоже пропал безвестно. Мы тогда жили Великолукской области, два года „под немцем“, и потом многие были под подозрением, это тоже испытание. Спасибо всем, кто создавал этот памятник — он напоминает о каждом воине, но особенно — о не вернувшихся. Страшно представить, как солдатики воевали в любую стужу, часто голодные, в болотах и снегах. И как жаль, что неблагодарные люди в „европах“ уничтожают памятники советским освободителям, а Россия, древняя тверская земля созидает такой невиданной печали и гордости памятник — знак всенародной благодарности. И сам город Ржев стал светлее, уютнее. Спасибо за это нашему губернатору Игорю Рудене, всем властям и специалистам».
Нина Алексеевна Розова с понятной болью вспоминает: «Мой папа Алексей и два его брата Василий и Борис Кулаевы жили в Калинине, за Тверцой. С началом войны сразу все ушли на фронт. И никто из этих сильных и красивых ребят не вернулся. Папа был танкистом, после войны его однополчанин рассказал нам, что здесь, под Ржевом, из десяти танков после боя оставался один. И это в лучшем случае».
В Ржеве случалось немало замечательных встреч. Например, с Риммой Васильевной Беляковой, вдовой замечательного коллеги Сергея Васильевича. Отец Риммы Васильевны Василий Иванович Буланов служил в полевом походном госпитале. Потом его отозвали на другой фронт — его руками были возрождены сотни танков, ремонт шел в поселке Радченко круглые сутки. А будущий журналист Сергей Васильевич Беляков в свои 17 лет начал службу на Черноморском флоте радистом, он с товарищами сопровождал грузы по ленд-лизу, и это было заданием более чем опасным.
Отец Галины Васильевны Лаврентьевой Василий Георгиевич Яковлев возглавлял пулеметный полк морской пехоты. Воевал в Сталинграде. После тяжелой контузии долго не мог даже говорить. Солдатики вытащили его с поля боя без признаков жизни. После выздоровления работал в Калининском облвоенкомате, начальником Второго отдела. Пока были силы, встречался с однополчанами, его уважали за смелость и доброту.
Творение зрелого разума и умного сердца — памятник советскому Солдату — увековечит имена скульптора Андрея Коробцова и архитектора Константина Фомина. Знаменательно, что в торжествах открытия мемориала участвовали Президент России Владимир Путин и Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко. С учетом нынешних опасных провокаций против российских граждан пора сказать: одумайся, Батька! Солдат из Ржева тоже этого ждет.
Вот к каким мыслям поневоле приходишь после посещения Ржевской святыни. Видели бы вы, с каким чувством надежды на мир и светлую память защитникам и всем родным молились наши ветераны в Старицком Свято-Успенском мужском монастыре, подавали поминальные записки во здравие живущих и упокоение усопших.
И, наконец, о неожиданном юном собеседнике. Девятиклассник Артём на мой вопрос, как бы он назвал советского Солдата, сказал мудро и просто: «Конечно, Владимир! Он же крестил нашу Русь. А Владимир Владимирович Путин — сегодня настоящий лидер лучших людей». Мера искренности очевидна — Артём не назвал своей фамилии. Мне он показался очень похожим на того Владимира, которого вознесли журавли в вечное небо. Только дай Господи мирных времен всем Владимирам, Александрам, Алёшам, Артёмам, юным и зрелым жителям России и всей нашей единственной родной Земли.
Кира Кочеткова, прихожанка церкви Рождества Христова, что в Рыбаках